История Свято-Троицкой соборной церкви города Сургута (часть 1)

Предисловие

С 18 по 22 сентября 2013 года состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ханты-Мансийскую епархию  Русской Православной Церкви.

Патриарх Кирилл в сургутском храме

Патриарх Кирилл в сургутском храме в честь великомученика Георгия Победоносца

Выступая с приветственным словом после литургии в Воскресенском кафедральном соборе г. Ханты-Мансийска 19 сентября 2013 года, Святейший Патриарх Кирилл в частности сказал: «Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с большим событием — не только для Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского округа, не только для этой части Сибири и Приуралья, но и для всей нашей Церкви — в городе, который стал городом недавно, история и судьба которого связана с трудовым подвигом нашего народа по освоению этого таежного края, с тем подвигом, результатами которого во многом обуславливается нынешнее экономическое положение России, ее место в мире и ее статус. Совершенно очевидно, что люди, которые здесь трудятся, которые выполняют свой долг, находятся нередко в экстремальных ситуациях, хотя сам город Ханты-Мансийск за последние годы, как говорят старожилы, неузнаваемо преобразился и являет пример небольшого замечательного современного города, такого, какими и должны быть у нас города в Сибири, на Дальнем Востоке, а, может быть, и в средней полосе России, на севере и на юге страны — город благоустроенный и красивый».  Таким предстал перед взором Святейшего древний и величественный край – Югра.

В современной России XXI века есть регионы, одни из которых мы можем назвать житницей страны. Таковы Краснодарский край и Ставрополье. Другие, если можно так выразиться — кузница страны. Среди них, конечно же, регионы Зауралья: Екатеринбург и Челябинск. Но есть в нашей стране такие регионы, значимость которых для экономики России возникла относительно недавно – в конце XX века, и со временем она не только не умаляется, но все более возрастает. Один из этих регионов – Югра. Самодостаточный регион-донор, где ныне добывается более 60% нефти России, с численностью населения чуть более полутора миллионов человек, Югра уже традиционно занимает одно из первых мест в стране по уровню рождаемости среди регионов с преимущественно русским населением. Одним из крупнейших городов округа является Сургут – неофициальная столица нефтедобывающей промышленности России. Город, где находятся крупнейшая в мире тепловая электростанция ГРЭС-1 и ГРЭС-2. Город – крупнейший в Среднем Приобье логистический центр. Город, неоднократно признававшийся на всероссийском конкурсе городов как самый благоустроенный и пригодный для проживания, и это несмотря на те суровые климатические условия, влиянию которых он подвержен. Город, в котором семь действующих православных храмов каждое воскресение заполнены приходящими помолиться и приобщиться Святых Христовых Тайн людьми. Эта превосходная степень написания сохранится, если мы будем описывать практически любое поселение современного Ханты-Мансийского округа.

Именно такой увидел Югру Святейший Патриарх во время своего первосвятительского визита в Среднее Приобье, что нашло свое отражение в его проповедях и обращениях к пришедшим в храм людям. И действительно, трудно остаться равнодушным, глядя с амвона в лица прихожан, глаза которых светятся невечерним светом Веры Христовой. Быть может, секрет индустриального, социального, демографического успехов нынешней Югры кроется как раз в этом – в Православной вере, все более покоряющей умы и сердца недавних «трудящихся Советского Союза – строителей коммунизма», дающей талант задумать грандиозные проекты мирового уровня и силы исполнить их.

Но так было не всегда, и основной целью написания этой статьи стало желание проследить на примере истории одного из храмов города Сургута – Троицкой соборной церкви, основные этапы развития, формирования и существования того сообщества людей, которое ныне живет на территории, называемой Ханты-Мансийский округ – Югра.

В современных немногочисленных научно-публицистических работах, рассматривающих тему истории Среднего Приобья, основной упор делается на географические особенности положения края, много внимания уделяется социально-бытовым аспектам жизни местного населения, их изменению в свете освоения земель русскими переселенцами, приводится много статистики, касающейся вопросов оценки объема полезных ископаемых, природных ресурсов. При этом вопросы христианизации коренных народов либо вовсе не затрагиваются, либо упоминаются очень кратко и делаются совершенно парадоксальные выводы, свидетельствующие о том, что автор сам для себя не совсем четко отличает христианство от язычества или какой-либо иной религиозной конфессии. Например, в одной из немногочисленных книг, повествующих об истории освоения северных земель, практически все пространство раздела, посвященного христианизации остяков, заполнено подробнейшим перечислением суеверий и методик гаданий северных народов.  Отсутствует даже попытка рассмотрения вопроса: «А повлияло ли хоть как-нибудь распространение православия на рассматриваемые автором изменения в жизни коренного населения, хотя бы с точки зрения сохранения старых верований и обычаев?». Для устранения этого досадного пробела был предпринят сей скромный труд.

При написании данной статьи ставились некоторые задачи: во-первых, проследить за изменениями в социальной жизни, быту остяцких племен периода XVII-XIX веков именно в контексте распространения православия в суровых краях Среднего Приобья, устанавливая их причинно-следственные связи в контексте приобщения местного населения к христианству, а также выяснить конкретные исторические факты, проливающие свет на историю строительства Троицкой соборной церкви города Сургута, ее благоукрашения и разрушения в начале ХХ века.

Актуальность данной работы диктуется все возрастающим интересом к церковной истории жителей города Сургута. В настоящий момент закончена серия очных и заочных голосований по проектам благоустройства пустыря городского микрорайона 13а. Обсуждение прошло очень горячо, достаточно сказать, что во время прямого эфира программы «За скобками» на канале «Сургутинформ ТВ» от 4 апреля 2014г. в течение часа в студию для голосования дозвонилось около 3,5 тысяч горожан, из которых более 2,8 тысяч высказались за строительство Троицкого собора. Таким образом, одним из проектов, победившим в ходе голосований и слушаний в администрации города, стал проект, предусматривающий строительство кафедрального собора Святой Троицы и городского парка. И, хотя воля большинства участвовавших в голосовании людей уже известна, тем не менее, остается много недоуменных вопросов как у жителей микрорайона, где планируется возведение собора, так и в целом у многих жителей города. И самый главный из них – почему именно собор, почему не планетарий или центр детского творчества? Данная статья, в которой освещаются исторические аспекты распространения христианства в Югорском крае, а также выясняется возможность и целесообразность восстановления Троицкого храма (собора) в городе Сургуте, возможно, внесет свою скромную лепту в богоугодное решение этого вопроса.

DSC02217Для решения поставленных задач нами была использована опубликованная к 400-летию Сургута работа коллектива авторов Уральского государственного университета (г. Екатеринбург), архивные документы Сургутской городской администрации и Сургутского краеведческого музея, публикации городских средств массовой информации, изданные воспоминания старожилов города. Нам хотелось бы отдельно поблагодарить Андриенко А.С., который еще в 2006 году с коллективом авторов, возглавляемом к.ф.н. Ганущак Н.В., работал по интересующему нас вопросу, за предоставленные личные архивные материалы.

DSC02223 

Глава 1. Югорская земля в период XVIIXIX вв.

1.1.  Исторические свидетельства основания города Сургута

Николай Михилеску Спафарий

Николай Михилеску Спафарий

Первое письменное упоминание о городе Сургуте относится к 1675 году. В своих путевых дневниках писатель и дипломат Николай Михилеску Спафарий повествует, что 23 мая 1675 года он прибыл в окрестности города расположенного на правом берегу реки Оби недалеко от впадения в нее речки Сургутки, по названию которой город якобы и получил свое название. «…Сургут сделан после города Тобольска первым, прежде всех иных городов сибирских, ибо многие остяки живут в Сургутском уезде, больше двух тысяч, и для покорения их и собрания ясака от них город построен на яру, на красном месте, при берегу Обь-реки; и острог сделан, где воевода живет, который посылается с Москвы, и служилых людей много». Парадокс, однако, заключается в том,что в окрестностях города реки с названием «Сургутка» никогда ранее не существовала.

По одной из версий «сургут» — слово составное. Оно состоит из двух хантыйских слов – «сор» и, предположительно, «гут» или «кут». Если по-поводу первого слова все ученые-филологи практически сходятся в своем мнении и переводят его с хантыйского языка как «рыба» или «рыбное место», то в отношении второго слова существует достаточно большой спектр научных мнений – от значения «яма» до «протока». Наиболее вероятно, город получил название по располагавшемуся поблизости от селения участка поймы реки Оби, которое, если попробовать максимально близко к хантыйскому оригиналу перевести на русский язык будет означать: «заливное рыбное место (яма), сообщающееся с Обью в период весеннего паводка протокой». Схожее мнение выражает и Петр Никитич Буцинский, доктор русской истории, публицист в своем труде «К истории Сибири. Сургут и Сургутский уезд (1594г.-1645г.)», где говорит о том, что словом «сургут» называлась целая область, а одна из речек, протекавших в этой местности, могла быть названа Сургутка уже после основания самого города Сургута.

Петр Никитич Буцинский

Петр Никитич Буцинский

Первую попытку определения точной даты основания города предпринял историк и путешественник Герард Фридрих Миллер. Почти десятилетие объезжал он обширные просторы Урала и Сибири, знакомился с городскими архивами самых различных населенных пунктов. Впоследствии эти материалы стали основой его фундаментальной работы «Описание Сибирского царства», которая в настоящее время более известна под названием «История Сибири».

В этом труде, проанализировав сохранившиеся фрагменты царского наказа об основании города Тары, Миллер, на основании собственных умозаключений, проводя исторические параллели, делает вывод о возникновении поселения Сургут не ранее 1593 года.

Необходимо отметить, что задача определения даты основания, стоявшая перед ученым была очень сложна. Сургутский местный архив в свое время очень сильно пострадал от одного из многочисленных пожаров, преследовавших тогда деревянный город, и найти на месте хоть какой-нибудь документ, проливающий свет на данный вопрос, было решительно невозможно. Казалось бы, что достоверно определить дату основания города не удастся никогда, но, как это часто бывает, в дело вмешалось Провидение. Оказалось, что проблема сохранения основных указов была настолько остра и характерна для многих вновь осваиваемых земель, что царским повелением было решено создавать копии основных изданных документов, отсылаемых «на места», в том числе и об основании новых городов, и передавать их в Московские архивные хранилища.

Герард Фридрих Миллер

Герард Фридрих Миллер

Лишь в конце ХΙХ века, совершенно случайно, историку П.Н. Буцинскому среди дел Сибирского приказа, в Московском Архиве министерства юстиции удалось обнаружить список с Наказа о строительстве города Сургута, данного 19 февраля 1594 года царем Федором Ивановичем воеводе князю Федору Петровичу Борятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову: «…а пришед князю Федору и Володимеру в Сургут, в котором месте пригоже, высмотря место крепкое, поставить город всеми ратными людьми и тутошными… да то место написать в роспис и на чертеж начертить, и всякие крепости выписать, где станет город…, чтоб царю все было ведомо…».

Таким образом, во второй половине 1594 года на правом берегу реки Оби, в нескольких верстах от впадения в нее небольшой речки, названой по имени остяцкого князя Бардака — Бардаковки и практически рядом с устьем другой малой речки — Саймы, был построен деревянный город с двумя воротами, четырьмя глухими и одной проезжей башнями, впоследствии названный «Сургут». Город состоял из воеводского двора, порохового погреба, тюрьмы, государевых амбаров, Троицкой церкви. Так, вместе с историей города началась и история его святыни – Троицкого собора.

2959156-01f90f03c9f70327Таким образом, документально, наконец, было выяснено, что город Сургут был основан в лето «от сотворения мира» 7102-е, а «от Рождества Христова» — в 1594-е. Наказ о его строительстве князю Федору Борятинскому и Владимиру Оничкову дал «государь царь великий князь Федор Иванович» 19 февраля (по старому стилю) того же года. Скрепил наказ своею рукою тогдашний глава приказного ведомства думный дьяк Андрей Щелкалов. Это был вторник второй седмицы Великого Поста после Недели Торжества Православия. На этот день приходилось празднование святых мучеников Панфила пресвитера, Уалента диакона, Порфирия, Илии, Даниила и иже с ними пострадавших.

(продолжение следует)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (часть 2)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (часть 3)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 4)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 5)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 6)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 7)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 8), окончание

Просмотры (2139)

3 комментария:

  1. Наталья

    Здравствуйте!
    Искала эл. адрес статьи А. Андриенко о Сургутской Троицкой церкви и наткнулась на эту заметку. Андриенко мне помог найти информацию об отце моей мамы — Кайдалове Г.Д. Так он сокращенно написал. Он не был в архиве и не видел заявление деда об отказе быть председателем Сургутской Троицкой церкви в 1930 г. Он и не скрывает этого, прямо мне сказал. Поэтому список литературы привел в конце статьи, а не в конце строки.
    Кайдалов Гаврил Димитриевич — отец моей мамы — коренной сургутянки. Она живет в Ханты-Мансийске. Она внучка казака сургутской пешей казачьей команды Кайдалова Гаврила Димитриевича.
    Я пишу родословную и собираю информацию о Кайдаловых и Силиных.
    В Тобольском архиве имеются записи о рождении предков Гаврила Димитриевича. В 1930 г. его вынудили отказаться быть председателем Сургутской Троицкой церкви. Когда мама прочитала статью она сказала, что это про ее отца написал Андриенко. В Югорском архиве написано заявление и хранится в папке вместе со списком верующих этой церкви. Среди них родственники мамы.
    Род Силиных и Кайдаловых большой.
    Родной брат деда жил в Москве. В госархиве хранится его личное дело. Он был грамотным и читать интересно автобиографию.
    Я работаю доцентом в институте и написала 3 года назад статью в студенческой газете, как мне помогла статья семинариста найти информацию о родственниках мамы и о своем деде. Они были верующими. Наша семья верующая. Веру нельзя легко искоренить. Она через отца к маме, а от нее нам передана.
    Нужно строить церковь. Я за только.
    До свидания. Наталья

    • иерей Вадим

      Спаси Господи, Наталия, за вашу информацию. Я, когда писал эту статью опирался уже на существующую работу А.С.Андриенко, о чем и сказал в начале своей работы. Тем не менее, то, что вашего деда принудили отказаться быть старостой прихода Троицкой церкви, ценное добавление к статье. Я обязательно внесу соответствующие поправки.

    • Руслан

      Наталья, здравствуйте!
      Одна из ветвей рода сургутских Силиных (священно-церковнослужители) в середине 19 века ушла в Енисейскую губернию. Я поддерживаю связь с потомками этих Силиных, они тоже собирают информацию о своём роде, я помогаю им чем могу. Прошу Вас связаться со мной, я состыкую вас.
      С уважением, Руслан.
      lastik27@mail.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *