Неделя о блудном сыне

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

4

  Русская Православная Церковь как заботливая мать готовит нас к прохождению поприща Великого поста. Если мы говорим о теле, то это некоторое ослабление бремени постного подвига, дабы дать некую передышку или отдохновение, чтобы затем с новой силой взяться за сей подвиг. Если мы говорим о душе, то это, конечно же, поучения-притчи изреченные Господом и запечатленные евангелистами, которые как нельзя лучше готовят нас к предстоящему нелегкому великопостному времени. Совсем недавно мы слышали притчу о мытаре и фарисее и в очередной раз удивлялись милосердию и всепрощению Божию, учились распознавать в себе и беречься от гордости и тщеславия.

Сегодня наступило время так хорошо знакомой нам всем притчи о блудном сыне и внимание наше опять приковано к перипетиям его жизни. О чем эта притча? О величайшем непослушании, гордости и крайней грубости по отношению к родителю. Ведь за скромными евангельскими словами: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения», лежит страшный смысл. Если мы обратимся к историческим свидетельствам того времени, то увидим, что имение всегда разделялось между наследниками никак не раньше смерти главы семьи. Таким образом, переводя эти слова на современный язык, мы получим: «Умри! Я хочу побыстрее получить свое наследство (твое имение)». Теперь становится понятна глубина сыновнего раскаяния звучащая в его словах: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Не за то кается младший сын, что расточил все, что получил от отца, на недостойные увеселения, беспутно, не заглядывая вперед и беря от жизни все, хотя и это имеет место, а за то, что своей крайней грубостью, непочтением к родителю оскорбил его, в ослеплении своей похоти пожелав ему смерти. О чем еще эта притча? Конечно о всепрощающей отеческой любви. Настоящей любви, которая по слову апостола «не раздражается, не мыслит зла… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» и, наверное, самое главное – «никогда не перестает». Любви, которую испытывает на себе каждый из нас, кто еще может что-то чувствовать. Эта притча еще об одном человеке, который часто остается как бы в тени – о старшем брате.

Мы привыкли проводить аналогию между собой и блудным сыном, между Богом и отцом, между бесами и жителями далекой страны, куда отправился блудный сын, а что же старший брат? Кто же он? В чем причина его слов: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»? Так ли уж никогда и не дал? И почему родной брат называется «этот сын твой»? Если бы встреча отца и брата пошла по другому сценарию, если бы отец стал укорять младшего сына, наказал бы его, отправил бы жить к своим рабам, то, наверное, старший брат тайком помогал бы ему, может быть носил бы еду, делился бы своей одеждой. Откуда же тогда эти слова? Есть только один ответ на этот вопрос. Так кричит в нас самолюбие, наше эго. Мы вполне можем узнать его в рассуждениях об окружающих нас в храме людях, которые вдруг в наших глазах оказываются более «обласканными» благодатью Божией, чем мы – «я уже 10 (15, 20) лет хожу в храм, а этот, без году неделя»; «когда я уже был прихожанином, он еще и Бога-то не знал» и т.п., забывая слова Господни о том, что наступает время, когда последние станут первыми, а первые – последними.

Совсем не за нами, дорогие мои, последнее слово в определении первенства – вопроса мучащего не только отдельных людей, но и целые Церкви. Следовательно, повествование о старшем брате – это тоже о каждом из нас, как и о блудном сыне.

«Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» — восклицает пророк Исайя Св. Духом – «Перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды… Тогда придите – и рассудим». Будем почаще приводить себе на память эти Ветхозаветные слова, когда самолюбие вновь поднимет свою голову в нашем сердце, да сподобимся и мы с помощью Божией обрести победу над этой страстью.

Аминь.

Просмотры (134)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *