История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 7)

Разрушение Троицкой соборной церкви города Сургута.

Как мы уже отмечали выше, в 1929 году Советская власть приняла решение о перерегистрации всех приходов Русской Православной Церкви, что нашло свое отражение в протоколе межведомственного совещания при окружном административном отделе от 31 августа этого же года: «При получении вновь издаваемой инструкции НКВД и НКЮ по применению декрета ВЦИК о религиозных общинах в возможно короткие сроки провести перерегистрацию и перезаключение договоров. Помимо страхования зданий, предпринять и страхование культового имущества. В наикратчайшие сроки провести фактическую проверку страхования зданий на 29-30-е годы. Предложить всем религиозным общинам срочно составить технические сметы на производство требуемого ремонта и представить в ОКРАДМ на утверждение. Установить строгое наблюдение за церковнослужителями, в случае принудительных сборов немедленно возбуждать уголовное дело. Предложить ОКРОНО изъять из ведения религиозных обществ находящиеся библиотеки с духовно-нравственным содержанием».

Итак, какой же ремонт требовался Троицкой церкви? В акте обследования здания указано: необходима «штукатурка и побелка ограды и четырех столбов у ворот, всей наружности церкви, ремонт пола, который частично сделал усадку, стены входной двери, окраска внутренних помещений, входа на колокольню. Ремонт колокола, который с одного бока отколот и находится вне употребления. В железных воротах выломаны два прута». Комиссия в составе заместителя начальника административного отдела Шевелева и члена Сургутского РИКа Захарова обнаружила также «по стенам и потолку большой слой пыли и грязные полы, мусор возле печки», проведена была и оценка церковного имущества.

Сумму расхода на ремонт здания сразу определить не удалось из-за того, что в Сургутском районе не было ни одного специалиста, способного составить смету расходов. Из окружного управления строительного контроля был прислан человек, который и выполнил эту работу. За осмотр было взыскано с общины верующих 30 рублей, а смета составлена на общую сумму 2 850 рублей. И, хотя сумма не была сколько-нибудь значительной для общины Троицкой церкви, решили ввиду приближения зимы обратиться в РИК с просьбой перенести ремонт на летнее время, а пока установили при церкви подписной лист и кружку для добровольных пожертвований на ремонт храма. На этом протоколе была наложена резолюция административного отдела: «Члены группы верующих и религиозных обществ имеют право производить складчины и собирать добровольные пожертвования,  как в самом храме, так и вне его, но лишь среди верующих. Ни в коем случае не разрешается хождение по домам не состоящих членами общества. За все нарушения будут привлекаться к уголовной ответственности». Контроль исполнения данного постановления был возложен на Сургутскую милицию.  Ежемесячно она должна была докладывать в административный отдел о проводимых мероприятиях.

Однако, уже довольно скоро, на одном из заседаний президиума Сургутского РИКа принимается постановление: «Принимая во внимание, что здание церкви требует капитального ремонта, о чём Сургутская религиозная община была предупреждена административной частью РИКа ещё прошлой весной 1928 года, вторично предупреждена 29 января 1929 года, и в третий раз была создана комиссия по обследованию церкви на предмет выявления требующегося ремонта помещения церкви, акт комиссии был рассмотрен РИК, где община предупреждена в последний раз. Из этого вывод: община ремонт всё время оттягивает и сознательно не хочет ремонтировать. В силу вышеизложенного ходатайствовать перед Президиумом ОКРИКа и ОБЛИКа о расторжении договора с Сургутской общиной и передаче помещения церкви под культпросветучреждение».

sobran

Прихожане – члены церковной общины, прекрасно понимали, чем грозит им членство в общине, поэтому появляются случаи публичного отказа от православной веры под различными предлогами. Так, например, начальнику Сургутского административного отдела поступает заявление от Г.Д. Кайдалова, в котором он пишет: «Несмотря на мои отказы, собрание насильно выбрало меня председателем церковного совета. Так как я не хочу быть на этой работе и так как я крестьянин трудящийся, прошу вас отвести меня из состава церковного совета. 25 февраля 1930 года». Затем появилось заявление священника Сургутской церкви Трофима Ворокосова о том, что он «подал прошение Тобольскому епископу Назарию об увольнении с должности священника и снятии сана». Все эти печальные факты подтверждают выводы, сделанные выше о том, что сургутяне, в массе своей, к сожалению, не обладали твердостью в вере. По всей видимости, это и привело впоследствии сначала к отказу от «пользования церковным зданием и имуществом Троицкого собора», чего так усиленно добивались власти, а затем и к его физическому уничтожению.

Почувствовав скорую победу, чиновники, подстегиваемые директивами из области, перешли в решительное наступление. Активно проводились различного рода собрания с жителями города, основной темой которых был тезис: «усиленный рост народного хозяйства на основах коллективизации требует колоссальных сырьевых ресурсов, особенно металла, для удовлетворения нужд развивающегося хозяйства на новых технических началах», а между тем в Сургуте наблюдается «совершенно бесцельное наличие сырьевых ресурсов в виде колоколов из ценного металла, принадлежащего трудящимся, но являющегося сейчас неиспользованным только лишь потому, что вокруг него в период решительного наступления и ликвидации остатков капитализма группируются жалкие остатки поповско- нэпмановского и кулацкого элемента, для которого социалистическое строительство и индустриализация страны является верным могильщиком как последнего класса на путях к социализму».

Общее собрание бедноты при Сургутском сельсовете, на котором присутствовало 39 человек, из них 19 женщин, принимает решение о необходимости передачи колоколов в фонд индустриализации страны и использования церкви на культурно-социальные нужды населения.

8138103

         Проводится собрание колхоза «Красный северянин», на котором принимается решение «направить огонь на скопища кулаков, попов, фанатиков и их оплот – церковь», а также требуется незамедлительное изъятие колоколов. Колхоз, не без подачи со стороны представителей Советской власти, как это обычно бывало в СССР, выступает инициатором соревнования среди колхозов района, бедноты, батрачества, середняков за создание единого фронта наступления на религию, как оплот капиталистических элементов в деревне. Собрание завершается призывом: «Итак, в наступление под лозунгом «Долой религию!», «За культурную революцию!», «За сплошную коллективизацию советского хозяйства!».

0_7d567_a9db3af7_XL

Не отстает от взрослых и молодежь: «Религия является тормозом пятилетнего плана и политическим врагом трудящихся, ибо прикрывает классово-враждебные элементы, которые пользуются темнотой отсталых трудящихся».

Таким образом, мы наблюдаем, своего рода, травлю, трудно подобрать другое, более мягкое слово, тех уже немногочисленных верующих членов церковной общины Троицкой церкви, которые и так в основном были деморализованы. Однако, власти отлично понимали, сколько бы собраний не проводилось и сколько бы решений на них не принималось – все это не имело сколько-нибудь решающего значения по той причине, что до сих пор действовал договор об использовании здания и имущества, заключенный между представителями Советской власти и церковной общиной. Необходимо было всеми силами заставить общину отказаться от исполнения условий этого договора по любой причине.

27 февраля 1930 года общее собрание верующих в количестве 50 человек  слушает вопрос «Об отказе пользования церковным зданием и имуществом Троицкого собора». Постановили: «принимая во внимание, что община в 59 человек незначительная и содержать церковь не в силах, общее собрание верующих от пользования таковым отказывается. Просим регистрацию нашей общины не производить и общину считать распущенной».

На следующем вслед заседании Сургутского районного исполнительного комитета 2 марта 1930 года президиум выносит решение: «Учитывая постановления колхозов, собраний с требованиями немедленно закрыть церковь и также отказ самой общины, президиум подтверждает ранее вынесенное решение о закрытии Сургутского Троицкого собора и ходатайствует перед ОКРИК об утверждении этого решения. Предлагает здание использовать под дом культуры при райцентре». Тобольский окружной исполнительный комитет своим решением от 12.03.1930, протокол №96, подтверждает закрытие Сургутского Троицкого собора. Всё имущество церкви было принято по акту, составлен список книг, изъятых из церкви. «В части использования вышеуказанной литературы будут даны соответствующие указания» — гласил один из циркуляров, но известно и без того, что многие из ценных изданий безжалостно сжигались, а книг было немало. Общее количество книг было 245 наименований, 1077 единиц. Перечень представлял из себя: книги для чтения — «Беседы о святой Земле», «Беседы на воскресные и праздничные дни», «Беседы на Евангелие»  (1875 г. изд.); «Беседы из Апостола» (1861 г. изд.); «Дух христианства» (1861 г. изд.); «Устав духовной Консистории», «Сказание об иконе Божьей Матери» (1841 г. изд.); семь энциклопедических словарей, 15 Евангелий, 38  «Наставлений христианской веры», десять книг Закона Божьего и многие другие, Жития святых, учебные —  «Обучение церковно-славянской грамоте», «Руководство сельских пастырей», нотные сборники, Тобольские Епархиальные ведомости. В дальнейшем, все не подлежащее уничтожению церковное имущество, было передано в соответствующие Советские государственные учреждения для последующей реализации.

Сургутский собор в 1935 году райисполком за 12 тысяч рублей продал райпотребсоюзу, который использовал его под пекарню.

156977034

Одно из помещений храма пошло под склад готовой продукции консервной фабрики. В начале тридцатых годов XX века в складском помещении бывшей церкви случился пожар. Церковь решили не восстанавливать и разобрали её по кирпичику.

Старожилы рассказывают, что 40 тыс. шт. церковного кирпича погрузили на две небольшие баржи и решили перевезти в деревню Юган. Караван с кирпичом попал в шторм. В том месте, где большая Обь сливается с Юганской Обью, караван накрыла волна, и обе баржи с церковным кирпичом ушли на дно. Оставшийся в фундаменте кирпич сургутяне использовали в своих домах для ремонта и кладки русских печей и для множества других хозяйственных нужд. Ф.Я. Показаньев – почетный гражданин города Сургута, писал, что когда он вернулся в 1947 году в Сургут, «от красавца собора уже не осталось ничего».

На этом заканчивается история первой каменной Троицкой соборной церкви города Сургута. Можно долго рассуждать о причинах печальной судьбы собора, но вероятнее всего реализация такого сценария стала возможной во многом благодаря тому, что местные жители так и не смогли утвердиться в вере. То, о чем мы говорили выше – двоеверие: вера в идолов и в Христа одновременно, полагание основной цели своей жизни в материальном благополучии, в конечном счете, сыграли в описанных событиях роковую роль. Наибольшее удивление вызывает даже не сам факт попыток распоряжаться не принадлежащим себе имуществом, как мы это видели из протоколов всевозможных собраний людей, может быть, далеких от веры, сколько то, что впоследствии, когда судьба «красавца собора» уже была решена, многие, в том числе и верующие люди, своими руками разбирали церковные стены, выламывали окна и двери и несли это все к себе, для дальнейшего использования в своем хозяйстве.

В 50-х годах на остатках фундамента Троицкой церкви был построен кинотеатр «Октябрь», который, впрочем, просуществовал недолго и ввиду регулярно случавшихся в нем пожаров был снесен.

Ф.1,+оп.2,+д.342+Октябрь

В 1968 году рядом с тогда еще существовавшим кинотеатром был сооружен «Мемориал Славы» в память о сургутянах, погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. К юбилею Победы, в 1995 году мемориал подвергся капитальной реконструкции, одновременно с этим рядом, в память о стоявшем здесь когда-то храме, была возведена каменная Троицкая часовня.

часовня

(продолжение следует)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 1)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 2)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 3)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 4)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 5)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 6)

История Свято-Троицкой церкви города Сургута (Часть 8), окончание

Просмотры (1755)

4 комментария:

  1. Наталья

    Я очень благодарна Вам за ответ, прошу извинить , что с опозданием.

  2. Наталья

    Наш прапрадед — Калугин Виктор Яковлевич служил с 1877г. по 1884г. настоятелем Миссионерской Троицкой церкви г.Сургута. Скончался он в 1920г. и был похоронен как было сказано «при церкви г.сургута , в которой служил». К сожалению , ни в одном источнике мы не нашли упоминание о кладбище при церкви и его судьбе.

    • иерей Вадим

      Судьба кладбища при Троицкой церкви незавидна. Оно было уничтожено. На его месте сейчас находится район городского военкомата — улицы Просвещения, но это уже более поздние постройки, хотя я с детства помню, что при строительстве этого района находили человеческие кости. А вообще первое, что было построено на месте бывшей церкви — это кинотеатр «Октябрь», куда и я будучи школьником ходил смотреть фильмы. Построен он был именно на остатках фундамента церкви. Сейчас через это место проходит ул.Гагарина, а Мемориал Славы непосредственно примыкает к бывшему месту, на котором стояла Троицкая церковь. Ну, а кладбище, по традиции, находилось в непосредственной близости от храма.
      Кстати говоря, фраза в отношении священника — «похоронен при церкви», вполне может означать, что он был похоронен непосредственно в церковной ограде. Для погребения священства в этом случае обычно используется участок земли непосредственно перед алтарной абсидой, т.е. где служил, там и похоронен. Если это так, то тогда прах Вашего прадеда либо находится, либо находился на участке земли занятой Мемориалом Славы — близлежащими пятиэтажками вглубь микрорайона от ул.Гагарина по направлению «на восток» (определиться можно по Троицкой часовне).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *